Телефон доверия Родителями становятся!
Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Расскажите об этом

2002 год

03.12.2002

Россомахина, А. Вдохновение не слепо / Антонина Россомахина // Тюменское здоровье. – 2002. - № 23

Вдохновение не слепо

«Для художника слепота не может быть

бедствием, она становится орудием…»

Х. – Л. Борхес

20 ноября Тюменской областной специальной библиотекой для слепых безраздельно завладел дух творчества, азарта, хорошего настроения и дружеских встреч, потому как в этот день в библиотеке случились два важных события.

Традиционный конкурс на лучшего чтеца по Брайлю совпал в этом году с открытием выставки творческих работ незрячих скульпторов из Санкт-Петербурга. Эта выставка является своего рода одноименным продолжением выставки картин незрячих художников «Прозренье души и рук прозренье…», которая прошла в библиотеке осенью 1998 года.

Уже более 30 лет в Санкт - Петербурге при ДК им. Шелгунова Всероссийского общества слепых существует объединение незрячих скульпторов. На выставку в Тюмени представили свои работы Тамара Куренкова, Олег Зиновьев, Андрей Савочкин, Владимир Бажанов, Зоя Волопянская, Игорь Князев – инвалиды первой и второй групп по зрению. Всех их рознит своеобразие творческой манеры, стиля, тематики, выбранного материала, жизненного восприятия и объединяет то, что каждая работа, представленная на выставке, по-своему уникальна и заслуживает отдельного разговора.

Работы Олега Зиновьева внушительны и серьезны. Они выделяются силой чувства и смысла. Полнота звучания присуща его работам на религиозную тему. «Храм», «Апостол», «Свеча» располагают к задумчивости, внутренне успокаивают. Для Олега Зиновьева, профессионального художника «со стажем», характерно постоянное движение в выборе художественного материала. Его вчера, до полной потери зрения, - это живопись, графика, монументальная скульптура, сегодня – декоративно - прикладное искусство, керамика, дерево, барельеф. А завтра – он опять в поиске новых форм и возможностей. На выставке можно даже увидеть графический автопортрет художника.

Тамара Куренкова как скульптор тяготеет к малым формам, мелкой пластике. Легки, изящны, сказочны и непосредственны ее «Олененок», «Царевна-лягушка», «Дриада», «»Восточный мотив». Нежным теплом, лаской и женственностью признаны работы «Мать с дочкой», «Материнство», «Сидящая девочка», «Кокетка». Во всех них слышится светлая и жизнерадостная мелодия души их автора.

На мой взгляд, среди гостей из Северной Пальмиры самый обаятельный – «Клоун» Владимира Бажанова. Лукавый озорник в шапочке скомороха того и гляди рассмеется и спрыгнет с полки, скинув глиняную одежду. Трудно обойти вниманием работы скульпторов, которые эстетику совмещают с пользой. «Храм» Олега Зиновьева где-то вне выставки, вполне возможно, обратится в чудесный подсвечник, здесь можно украдкой заглянуть в «Декоративное зеркало», а об истинной сути «Аромакурильницы» Тамара Куренковой название говорит само за себя.

Вот уже почти две недели работает в библиотеке для слепых выставка «Прозренье душ и рук прозренье…». И непостижимо, но отчетливо и остро рождается у посетителей ощущение того, что незрячие скульпторы своим творчеством преподносят всем нам, тем, кто видит, несомненный урок жизнестойкости, любви к своему делу, жажды познания и творчества. И так же, как глина превращается у них в руках в теплые и светлые образы реального мира, так и невозможно уйти отсюда без слепка надежды, отпечатка оптимизма и веры в будущее в душе, мыслях, настроении.

Антонина Россомахина 


← Назад к списку