Телефон доверия Родителями становятся!
Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Расскажите об этом

2005 год

24.11.2005

Третьякова, С. Мир на кончиках пальцев / Светлана Третьякова // Тюменская область сегодня. – 2005. – 24 ноября.

Мир на кончиках пальцев

Вплоть до XVIII века мир не ведал, что люди, лишенные зрения, могут учиться и раз­вивать свой интеллект нарав­не с остальными. Человеком, которому удалось сломать стену, отделяющую мир сле­пых от мира зрячих, стал французский педагог Вален­тин Гаюи. В 1784 году в Па­риже без поддержки прави­тельства и благотворитель­ных обществ, на свои личные средства в своем собственном доме открыл он первую в мире школу для незрячих детей под названием «Мас­терская трудящихся слепых». Первым учеником этой шко­лы был подобранный на цер­ковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер, к кото­рому затем присоединились еще 11 беспризорников.

Обучение и воспитание слепых детей Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефно - линейный шрифт унциал (от лат. «равный по длине одной унции»). Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плот­ной бумаге. Кроме этого, Вален­тин Гаюи сконструировал прибо­ры для слепых и матрицы для из­готовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обу­чал и своих воспитанников. Идея создания книг для слепых также принадлежит этому выдающему­ся просветителю.

Несмотря на огромные матери­альные затруднения, Гаюи пост­роил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг все тем же унциалом. По таким книгам незрячие обучались вплоть до изобретения в 1829 году Луи Брайлем, бывшим воспитанником Парижского национального инсти­тута для слепых детей, шрифта рельефного шеститочия, который используется по сей день.

Книга как активатор развития интеллекта нужна каждому чело­веку. На сегодняшний день в Рос­сии существует 72 специальные библиотеки для слепых и слабо­видящих, одна из них - в нашем областном центре.

Тюменская областная специаль­ная библиотека для слепых рабо­тает уже почти 40 лет. В фондах ТОСБС представлен большой вы­бор так называемой брайлевской литературы (т.е. книг, напечатан­ных шрифтом рельефного шести­точия, изобретенного Луи Брай­лем) и «говорящих» книг на раз-"' личных носителях, в основном на кассетах. «Говорящая» литерату­ра, которая появилась в 70-х го­дах XX века, доступна даже людям с низкой тактильной (осязатель­ной) чувствительностью, которым затруднительно воспринимать брайлевский шрифт. Кроме того, «говорящей» литературой могут пользоваться и люди с ограничен­ными возможностями, которым просто трудно держать книгу в руках. Есть в библиотеке издания, отпечатанные укрупненным шриф­том - для читателей с ослаблен­ным зрением, а также стандарт­ная литература, которую можно читать с помощью лупы или спе­циальных технических средств.

Хотя библиотека и является специализированной, ее фонда­ми пользуется очень широкий круг читателей. Прежде всего это незрячие люди, причем не толь­ко взрослые, но и дети начиная с самого нежного возраста - млад­шему «читателю» ТОСБС нет еще и годика. Постоянными пользова­телями библиотеки являются спе­циалисты системы общества сле­пых, реабилитологи, тифлопеда­гоги, специалисты по проблемам инвалидов. Приходят сюда и люди с другими физическими ограни­чениями, да и просто пожилые люди, которые в силу своего воз­раста уже не могут нормально различать обычный типографский шрифт.

За сорок лет здесь освоили самые разнообразные формы работы. Кроме обычного абоне­мента, в ТОСБС существует абонемент на дому: сотрудники при­возят книги тем незрячим, кто живет далеко от библиотеки. И свертки, с которыми разъезжают по городу библиотекари, смею вас заверить, бывают немалень­кие: томик стихов Пастернака, например, представляет собой в брайлевском исполнении восемь объемистых томов.

Помимо надомной практикует­ся и заочная форма обслужива­ния: книги и кассеты высылают­ся по почте в самые удаленные уголки нашего региона. Кроме того, усилиями ТОСБС в области организовано несколько библио­течных пунктов для людей с про­блемами зрения. Эти пункты ра­ботают при местных организаци­ях общества слепых, при библио­теках или при центрах социаль­ной защиты населения. На сегод­няшний день такие пункты есть в Ишиме, Абатском, Заводоуковске, Голышманово, Тобольске, Сургуте, Нижневартовске, Урае и при доме-интернате «Пышма» в п. Винзили. В Ялуторовске открыт филиал библиотеки для слепых.

В ТОСБС работает читальный зал, где представлены справоч­ники, энциклопедии, периодичес­кие издания и многочисленная литература по тифлологии и де­фектологии, необходимая как специалистам, так и членам се­мей людей с ограниченными воз­можностями.

Как одно из важнейших на­правлений работы расценивает­ся руководством ТОСБС сотруд­ничество с родителями детей с глубокими нарушениями зрения. Однако, по словам заместителя директора библиотеки Натальи Павловны Россомахиной, это да­ется непросто: родители зачас­тую не хотят мириться с тем, что зрение ребенка не восстановить, и начинают водить его по врачам, теряя драгоценное время, а ведь чем раньше малыш начнет адап­тироваться к своему необычно­му состоянию, тем больше у него шансов стать полноценным чле­ном общества.

Эти ребятишки чаще всего воспитываются дома, и важно, чтобы мамы и папы знали, как по­мочь своему ребенку в непростом деле познания мира. Для таких родителей при библиотеке создан клуб «Я и мой ребенок», в рамках которого проходят занятия с пси­хологом, встречи с представите­лями учебных заведений и пред­приятий для слепых. Занятия по­могают родителям сориентиро­ваться в будущих перспективах своих детей. Кроме того, в клубе мамы узнают, как научить малы­шей справляться с ежедневными бытовыми проблемами самосто­ятельно. И, что немаловажно, клуб дает возможность общения на самую наболевшую тему.

У детей здесь тоже есть воз­можность пообщаться и просто поиграть. На средства гранта, пре­доставленного концерном «НИК-КА» и при содействии Благотво­рительного фонда развития г. Тю­мени, в библиотеке появилось сенсорное оборудование для раз­вития тактильной чувствительно­сти, которое помогает подготовить ребенка к чтению. По словам пси­холога ТОСБС Людмилы Василь­евны Опрышко, прежде чем дать книгу в руки маленькому читате­лю, его надо заинтересовать. И здесь на помощь библиотекарю и педагогу приходят тактильные книжки-игрушки - гордость тю­менской библиотеки для слепых.

Тактильная книжка - это осо­бая детская книжка с иллюстра­циями, которые можно воспринимать на ощупь. Эти картинки - иг­рушки сопровождает брайлевс­кий крупнопечатный текст и зву­ковое пособие. Например, ма­ленький читатель слушает запись сказки про мамонтенка, но за сло­вами он не видит образов. Обра­зы придут с кончиков пальцев, которые при прослушивании ощу­пывают фи гурки-картинки: мамонтенок лохматый, морж глад­кий, рыбка холодная и скользкая. Тактильная книжка-игрушка для детей впервые появилась в Фин­ляндии, в Европе такие издания в ходу уже полвека, а вот в Рос­сии они пока остаются редкостью. Лишь десяток библиотек, по сло­вам Натальи Павловны, могут по хвастаться такими экземплярами, так что тюменцам повезло: сей­час в фонде ТОСБС насчитыва­ется пятнадцать тактильных кни­жек. По сути это пятнадцать ма­леньких шедевров ручной рабо­ты, созданные совершенно без­возмездно студентами педколледжа и будущими дизайнерами из колледжа искусств и филиала Уральской архитектурной акаде­мии. К концу этого учебного года волонтеры обещают пополнить коллекцию книжек.

Книга открывает человеку мир. Каким же представляется мир незрячим людям, если им доступ­но лишь два процента той лите­ратуры, которую можем читать мы с вами? Перевод информации в доступный для слепых формат (брайлевский и звуковой) - еще одно направление работы ТОСБС. Речь идет в первую очередь об учебной и краеведческой литера­туре, которую не издает основ­ной поставщик. Здесь, однако, есть проблема: пока не получается организовать свой редакционно - издательский отдел - нет помещения, не предусмотрены ставки диктора и звукооператора. Но работа усилиями библиотекарей все же идет.

Не забывают сотрудники ТОСБС и о своем долге просветителей: всеми доступными способами они пропагандируют изучение системы Брайля, проводят областные и городские конкурсы на лучшего чтеца – брайлиста. Если незрячий ребенок не будет обучаться чтению, он просо останется неграмотным. Для тех же, кто потерял зрение в зрелом возрасте, чтение нужно, чтобы остаться полноценным членом общества. К тому же без знаком­ства с системой Брайля не осво­ить тифлокомпьютер - специаль­ный компьютер для слепых, ко­торый может стать отличным под­спорьем и в жизни, и в работе не­зрячего человека.

Всю специфику работы тюмен­ской областной библиотеки для слепых замечательно определи­ла ее директор Татьяна Никола­евна Шиманская: «В любой дру­гой библиотеке читателем мож­но стать, просто переступив ее порог. Мы чаще сами ищем сво­их будущих читателей и помога­ем им преодолеть психологичес­кий барьер на пути в нашу биб­лиотеку». И это действительно так: сотрудники ТОСБС постоян­но стараются привлечь к чтению как можно больше людей с про­блемами зрения и не только - двери библиотеки для слепых от­крыты для всех, кто нуждается в ее помощи.

СветланаТРЕТЬЯКОВА Фото из архива ТОСБС 


← Назад к списку