2006 год
26.10.2006
Соколова, А. Мир открывают руки / А. Соколова // Вечерняя Тюмень, - 2006. - №43
Более 80% всей информации мы воспринимаем глазами. Поэтому потеря зрения для человека невосполнима. К сожалению, с каждым годом увеличивается число слепых детей и детей, имеющих серьезные проблемы со зрением.
Большинство из них познают окружающий мир при помощи рук, которые способны заменить глаза. Для них и изобретены тактильные книги и игрушки, дающие возможность восполнить дефицит общения и получить различные полезные знания и навыки.
Недавно читальный зал тюменской библиотеки для слепых и слабовидящих детей пополнился новенькими игрушками, изготовленными руками студентов кафедры социальной работы нефтегазового университета. Проект под названием «Мир открывают руки» реализован в рамках всемирно известной программы «Make a connection», которая призвана развивать жизненные навыки молодежи. Инициативная группа из девяти человек и получила название «Ласковые руки». В течение долгого времени ребята при помощи преподавателей кафедры и сотрудников библиотеки мастерили настоящие шедевры. Только представьте, какую огромную работу необходимо было проделать, чтобы получить книги, способные сделать мир слепых детей ярче и понятнее. Сначала участники проекта выбрали персонажи сказок и рассказов, героев, которых бы они хотели оживить на страницах тактильных книжек. Затем создавались эскизы и макеты будущих игрушек. Конечно, сам процесс их изготовления занял большую часть времени. По специальным выкройкам были сделаны страницы книг, сшиты рельефные и объемные игрушки. Для каждой страницы использовались разные материалы: льняные и шелковые ткани, искусственная цветная кожа, мех, пуговицы, молнии, нитки мулине и нитки для вязания, бисер, картон - всего и не перечислишь! Теперь маленькие посетители библиотеки смогут не только получать представления о том, как выглядят дикие животные, мелкие насекомые, дома, автомобили - в общем, все, что недоступно для ощупывания, - но и начать осваивать алфавит Брайля.
Луи Брайль вошел в историю как автор системы рельефно-точечной письменности, называемой в народе «выпуклыми буквами». Он сам потерял зрение в раннем детстве. Обучаясь в Парижском институте для слепых, Брайль изучал ранее созданные методы письма. Однако он хотел создать систему, которая была бы удобной для восприятия на осязание, позволяла точно отражать особенности различных языков, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Итак, в основу шрифта легла комбинация из шести точек, дающая возможность обозначать не только буквы, но и цифры, знаки препинания. Но изобретение сочли неудобным для зрячих преподавателей, поэтому оно было принято во Франции лишь в 1853 году, спустя год после смерти Брайля. В России брайлевский алфавит появился во второй половине XIX века, а первая книга, напечатанная шрифтом Брайля, - в 1885 году.
Сегодня книги для слепых не найти в книжных магазинах, почитать их можно только в специальных библиотеках. Выглядят такие книги довольно непривычно: они гораздо больше, обширнее обычных, бумага очень плотная, а буквы в несколько раз крупнее печатных. Интересно, что слепые люди читают даже чаще, чем зрячие. Никакого парадокса здесь нет. Просто для человека с нормальным зрением книга - источник информации, знаний, а для слепого - едва ли не единственная возможность познавать мир вокруг себя, изучать культуру разных народов, получать сведения о природных процессах, контактировать с другими людьми.
Студенты кафедры, участвующие в проекте, научились шить и вязать, чем пополнили запас умений по креативным дисциплинам, которые преподаются в вузе. Однако получение зачета по предмету - не главная цель. В первую очередь ребята должны были ознакомиться с некоторыми особенностями мировосприятия слепых, ну и, конечно, помочь незрячим детям стать немного счастливее. Ведь книжки-игрушки, сделанные ласковыми руками, способны сотворить чудо - хотя бы чуть-чуть приоткрыть дверцу в большой и неизведанный мир.
Большинство из них познают окружающий мир при помощи рук, которые способны заменить глаза. Для них и изобретены тактильные книги и игрушки, дающие возможность восполнить дефицит общения и получить различные полезные знания и навыки.
Недавно читальный зал тюменской библиотеки для слепых и слабовидящих детей пополнился новенькими игрушками, изготовленными руками студентов кафедры социальной работы нефтегазового университета. Проект под названием «Мир открывают руки» реализован в рамках всемирно известной программы «Make a connection», которая призвана развивать жизненные навыки молодежи. Инициативная группа из девяти человек и получила название «Ласковые руки». В течение долгого времени ребята при помощи преподавателей кафедры и сотрудников библиотеки мастерили настоящие шедевры. Только представьте, какую огромную работу необходимо было проделать, чтобы получить книги, способные сделать мир слепых детей ярче и понятнее. Сначала участники проекта выбрали персонажи сказок и рассказов, героев, которых бы они хотели оживить на страницах тактильных книжек. Затем создавались эскизы и макеты будущих игрушек. Конечно, сам процесс их изготовления занял большую часть времени. По специальным выкройкам были сделаны страницы книг, сшиты рельефные и объемные игрушки. Для каждой страницы использовались разные материалы: льняные и шелковые ткани, искусственная цветная кожа, мех, пуговицы, молнии, нитки мулине и нитки для вязания, бисер, картон - всего и не перечислишь! Теперь маленькие посетители библиотеки смогут не только получать представления о том, как выглядят дикие животные, мелкие насекомые, дома, автомобили - в общем, все, что недоступно для ощупывания, - но и начать осваивать алфавит Брайля.
Луи Брайль вошел в историю как автор системы рельефно-точечной письменности, называемой в народе «выпуклыми буквами». Он сам потерял зрение в раннем детстве. Обучаясь в Парижском институте для слепых, Брайль изучал ранее созданные методы письма. Однако он хотел создать систему, которая была бы удобной для восприятия на осязание, позволяла точно отражать особенности различных языков, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Итак, в основу шрифта легла комбинация из шести точек, дающая возможность обозначать не только буквы, но и цифры, знаки препинания. Но изобретение сочли неудобным для зрячих преподавателей, поэтому оно было принято во Франции лишь в 1853 году, спустя год после смерти Брайля. В России брайлевский алфавит появился во второй половине XIX века, а первая книга, напечатанная шрифтом Брайля, - в 1885 году.
Сегодня книги для слепых не найти в книжных магазинах, почитать их можно только в специальных библиотеках. Выглядят такие книги довольно непривычно: они гораздо больше, обширнее обычных, бумага очень плотная, а буквы в несколько раз крупнее печатных. Интересно, что слепые люди читают даже чаще, чем зрячие. Никакого парадокса здесь нет. Просто для человека с нормальным зрением книга - источник информации, знаний, а для слепого - едва ли не единственная возможность познавать мир вокруг себя, изучать культуру разных народов, получать сведения о природных процессах, контактировать с другими людьми.
Студенты кафедры, участвующие в проекте, научились шить и вязать, чем пополнили запас умений по креативным дисциплинам, которые преподаются в вузе. Однако получение зачета по предмету - не главная цель. В первую очередь ребята должны были ознакомиться с некоторыми особенностями мировосприятия слепых, ну и, конечно, помочь незрячим детям стать немного счастливее. Ведь книжки-игрушки, сделанные ласковыми руками, способны сотворить чудо - хотя бы чуть-чуть приоткрыть дверцу в большой и неизведанный мир.