2009 год
01.09.2009
Опрышко, Л. В. Реабилитация детей в Тюменской областной библиотеке для слепых / Л. В. Опрышко // официальный портал органов государственной власти тюменской области. Комитет по культуре Тюменской области. - 2009
С 2000 года в Тюменской областной специальной библиотеке для слепых проводятся занятия психолога с детьми. При организации новой формы мероприятий главным для нас оказался вопрос поиска современного подхода к их методическому оснащению. Для этого в библиотеке выделили свободное пространство и создали развивающую мультисенсорную среду. Мы выбрали сказкотерапию - одно из самых красочных и увлекательных направлений в работе психолога с детьми, имеющими ограничения. Такие мероприятия ежемесячно проводятся в нашей библиотеке для детей, посещающих коррекционную начальную школу-детский сад МОУ№ 76 г. Тюмени. В рамках Проекта «Дети особой заботы» в нашей библиотеке в 2007 году работала группа выходного дня для тотально слепых дошкольников. Так сложилось, что детям, имеющим инвалидность, особенно трудно адаптироваться в социуме. При ослабленном зрении у них часто встречаются "эмоциональная неадекватность", "эмоциональные нарушения". За этим стоят детские страхи, тревоги, чрезмерная плаксивость, обидчивость, иногда – агрессивность.
Помощь ребёнку – инвалиду в обретении целостности и идентичности – основная задача практического психолога в библиотеке. Продвижение чтения в среду детей с проблемами зрения является актуальным. Осознание различных способов чувств, мыслей и действий становится доступным растущему человечку благодаря знакомству с книгой. Обрести возможность соотнести собственный индивидуальный опыт с нормативным, показать вариантность правил зрелого и ответственного поведения – один из способов профилактики девиантного поведения, наркомании в этой возрастной группе пользователей библиотеки.
Метод сказкотерапии универсален и уже хорошо зарекомендовал себя на практике. Когда мы решили апробировать эту технику, то начинали с известных сказок. Постепенно, наработав опыт, стали применять и креативный подход: менять сюжет, концовку известной сказки и создавать свои сказки. Сегодня, обобщая свой восьмилетний опыт, мы с уверенностью можем сказать, что в технике сказкотерапии хорошо корректируется эмоциональное состояние, малыши учатся самопрезентации, улучшается их общение, прорабатываются фобии и преодолевается стресс. Как важно научить незрячего ребёнка чувствовать и понимать других людей, осознавать свои мысли, чувства, поступки, выражать словами события его внутренний жизни! Позитивные образы, проникая в подсознание, формируют тем самым фундамент личности. Кроме того, сказки создают у ребёнка образ альтернативных отношений. Сказкотерапия – метод, который использует сказочные формы интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования отношений с окружающим миром, познание самого себя. Отсутствие прямых указаний директивной формы делает сказку особенно привлекательной для детского восприятия. Важна и художественно-эстетическая сторона этих произведений.
Специальное оборудование приобрели благодаря грантовой поддержке. Тюменская областная специальная библиотека трижды становилась победителем конкурсов социальных проектов Концерна «НИККА».
«Перчаточные» куклы» и ширма хороши для постановки сказок с детьми, имеющими остаточное зрение. Тотально слепые дети легче перевоплощаются в героев и охотнее играют сказки в шапках-масках, изготовленных из приятных для осязания материалов ярких расцветок. Возраст слепого ребенка на момент включения в группу от 3,5 лет. Специалисты библиотеки, работающие со слепыми детьми, должны иметь достоверные сведения о состоянии здоровья и интеллекта ребенка. Так сложилось, что мамы уделяют основное внимание уходу за детьми и восстановлению зрения. Процесс общего развития и воспитания слепых детей иногда отходит на второй план. К началу занятий ребенок должен владеть элементарными культурно – гигиеническими навыками, начальными навыками по действию с предметами, основами коммуникативной деятельности. Для того чтобы детям было легче адаптироваться, мы стараемся, чтобы количество участников в группе не превышало 6 – 7 человек. Родители могут присутствовать на занятиях вместе с детьми. Сказка, как развивающее и психотерапевтическое средство, имеет неограниченные возможности. Данный метод благоприятно сказывается на психологическом здоровье: дети становятся более уравновешенными, легче справляются с жизненными ситуациями. Сказкотерапия – это процесс совместного поиска смысла и расшифровки знаний о мире и о системе взаимоотношений в нём. На таких занятиях происходит раскрепощение детей, преодоление неуверенности в себе, формирование и развитие позитивного отношения к окружающему миру. Сказка дополняет процесс экологического образования и воспитания детей - инвалидов и способствует активизации ресурсов потенциала личности ребенка, его психологической и социальной адаптации.
Психолог ТОСБС Л.В. Опрышко
Помощь ребёнку – инвалиду в обретении целостности и идентичности – основная задача практического психолога в библиотеке. Продвижение чтения в среду детей с проблемами зрения является актуальным. Осознание различных способов чувств, мыслей и действий становится доступным растущему человечку благодаря знакомству с книгой. Обрести возможность соотнести собственный индивидуальный опыт с нормативным, показать вариантность правил зрелого и ответственного поведения – один из способов профилактики девиантного поведения, наркомании в этой возрастной группе пользователей библиотеки.
Метод сказкотерапии универсален и уже хорошо зарекомендовал себя на практике. Когда мы решили апробировать эту технику, то начинали с известных сказок. Постепенно, наработав опыт, стали применять и креативный подход: менять сюжет, концовку известной сказки и создавать свои сказки. Сегодня, обобщая свой восьмилетний опыт, мы с уверенностью можем сказать, что в технике сказкотерапии хорошо корректируется эмоциональное состояние, малыши учатся самопрезентации, улучшается их общение, прорабатываются фобии и преодолевается стресс. Как важно научить незрячего ребёнка чувствовать и понимать других людей, осознавать свои мысли, чувства, поступки, выражать словами события его внутренний жизни! Позитивные образы, проникая в подсознание, формируют тем самым фундамент личности. Кроме того, сказки создают у ребёнка образ альтернативных отношений. Сказкотерапия – метод, который использует сказочные формы интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования отношений с окружающим миром, познание самого себя. Отсутствие прямых указаний директивной формы делает сказку особенно привлекательной для детского восприятия. Важна и художественно-эстетическая сторона этих произведений.
Специальное оборудование приобрели благодаря грантовой поддержке. Тюменская областная специальная библиотека трижды становилась победителем конкурсов социальных проектов Концерна «НИККА».
«Перчаточные» куклы» и ширма хороши для постановки сказок с детьми, имеющими остаточное зрение. Тотально слепые дети легче перевоплощаются в героев и охотнее играют сказки в шапках-масках, изготовленных из приятных для осязания материалов ярких расцветок. Возраст слепого ребенка на момент включения в группу от 3,5 лет. Специалисты библиотеки, работающие со слепыми детьми, должны иметь достоверные сведения о состоянии здоровья и интеллекта ребенка. Так сложилось, что мамы уделяют основное внимание уходу за детьми и восстановлению зрения. Процесс общего развития и воспитания слепых детей иногда отходит на второй план. К началу занятий ребенок должен владеть элементарными культурно – гигиеническими навыками, начальными навыками по действию с предметами, основами коммуникативной деятельности. Для того чтобы детям было легче адаптироваться, мы стараемся, чтобы количество участников в группе не превышало 6 – 7 человек. Родители могут присутствовать на занятиях вместе с детьми. Сказка, как развивающее и психотерапевтическое средство, имеет неограниченные возможности. Данный метод благоприятно сказывается на психологическом здоровье: дети становятся более уравновешенными, легче справляются с жизненными ситуациями. Сказкотерапия – это процесс совместного поиска смысла и расшифровки знаний о мире и о системе взаимоотношений в нём. На таких занятиях происходит раскрепощение детей, преодоление неуверенности в себе, формирование и развитие позитивного отношения к окружающему миру. Сказка дополняет процесс экологического образования и воспитания детей - инвалидов и способствует активизации ресурсов потенциала личности ребенка, его психологической и социальной адаптации.
Психолог ТОСБС Л.В. Опрышко